Почему Пасха празднуется в разные дни? Что святят на Пасху? Пасхальные приметы, обряды и традиции Почему празднование христианской Пасхи приходится на разные дни?
Почему каждый год празднование христианской Пасхи приходится на разные дни? Почему в этом году православная и католическая Пасхи совпадают, а в прошлом нет? – такие и подобные вопросы появляются очень часто. Вот что по этому поводу удалось выяснить.
— Время празднования христианской Пасхи изначально тесно связывалось с датой иудейской Пасхи, которая отмечается не по нашему, солнечному, а по еврейскому, лунному, календарю. Причина такой связи очень существенна: иудейская Пасха по своему смыслу является прообразом Пасхи христианской.
Суть иудейской Пасхи в том, что это праздник в честь чудесного освобождения евреев из египетского рабства, произошедшего в середине XIII века до нашей эры и описанного во второй книге Библии — в книге Исход.
Возвещая израильтянам об их предстоящем спасении, Господь предупредил: в ближайшую ночь в каждой египетской семье умрет первенец, ибо только такая кара Божия заставит египтян отпустить евреев из рабства. Чтобы наказание не коснулось евреев, двери их домов должны быть помазаны кровью заколотого накануне ягненка. Кровь агнца (ягненка) спасет еврейских первенцев от смерти и сделает возможным освобождение из рабства. Так и произошло. С тех пор евреи празднуют свою Пасху и ежегодно в память об этом событии закалывают пасхального агнца.
Еврейский пасхальный агнец — прообраз Иисуса Христа, Спасителя мира, Который Своей смертью на кресте, Своим распятием спас человечество от греха, проклятия и смерти. В Евангелии сказано: Христос — Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, Его драгоценная Кровь, пролитая на Голгофе, очищает нас от всякого греха. Поэтому отнюдь не случайно, что и само распятие Иисуса Христа совпало с днем иудейской Пасхи. Произошло это по еврейскому календарю 14 нисана, в пятницу, после весеннего равноденствия, в день полнолуния. Воскрес Иисус Христос, как известно, на третий день после распятия, который мы и называем воскресеньем. По этой причине и дата празднования христианской Пасхи тесно связана с Пасхой иудейской.
В течение первых трех столетий христианской истории существовали две практики празднования Пасхи: часть христиан отмечала ее вместе с иудеями — 14 нисана — как день воспоминания о распятии и смерти Спасителя, часть же (таких оказалось больше) — в первое воскресенье после 14 нисана как событие воскресения Христа из мертвых.
Возникшая проблема обсуждалась на I Вселенском соборе в 325 году. Было принято решение о единой дате празднования Пасхи всеми христианами: «…праздновать Пасху, после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после оного, но не ранее весеннего равноденствия». (Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, стр. 703.)
Таким образом, все христиане мира праздновали Пасху (а также иные христианские праздники) вместе начиная с 325 года.
В 1054 году в Христианской церкви произошел раскол: римский патриархат отделился от Вселенской Христовой Церкви — появилась Римско–Католическая Церковь. Календарь же церковных праздников оставался единым. Расхождения в датах православных и католических праздников начались с 1582 года, когда папа Римский Григорий XIII ввел новое летоисчисление – григорианский календарь, или так называемый новый стиль. Он более точен астрономически, потому и принят теперь в большинстве стран мира.
Русская же Православная Церковь по-прежнему пользуется старым, Юлианским календарем, называемым в народе Православным потому, что жизнь и деяния Иисуса Христа происходили во времена, когда действовал Юлианский календарь (с 44 - 46 г. до н.э. и до 1582 года н.э.). Кроме этого в основу Юлианского календаря положен так называемый «литургический» год, который вмещает в себя совокупность праздников, постов, дней поминовения святых и Пасхалию, в связи с чем он стал основой Православного богослужения (после Никейского Собора 325 г., когда Юлианский календарь был объединен с Александрийской Пасхалией).
По Православному (Юлианскому) календарю Пасха, обязательно по хронологии, описанной в Евангелии, должна быть после еврейской Пасхи.
А по Григорианскому календарю католическая Пасха может совпадать с еврейской Пасхой или быть даже раньше нее.
Вот почему иногда, как в текущем году, католическая Пасха совпадает с православной, а в некоторые годы получается довольно большое расхождение.
Самостоятельно вычислить дату празднования Пасхи с 1-го по 3600 год возможно, прочитав с 700 по 713 страницу упомянутой нами «Настольной книги священно-церковно-служителя» и овладев методикой применения приведенных там таблиц № 3 «Вечная таблица пасхальных полнолуний» и № 4 «Вечная зрячая пасхалия».
P.S. Григорианский календарь, безусловно, точнее. Только вот нисхождение благодатного огня в Вифлееме, на протяжении сотен лет, происходит в день Пасхи только по Православному (Юлианскому) календарю, а не по какому-либо другому…
Благодарим за помощь, оказанную в подготовке данного материала, священнослужителей Свято-Покровской церкви протоиерея Петра Латушко и иерея Николая Богдановича (Беларусь)
Пасхальные приметы, обряды и традиции:В церкви, украшенной праздничными рушниками, коврами, заполненной поясами, писанками, - идет праздничная служба. Недалеко от церкви, начиная с Страстного четверга, жгли костер и поддерживали его до Пасхальной ночи. Или (это входило в обязанности ребят) зажигали огонь в Пасхальную ночь.
Этой ночью горят в домах в красном углу лампадки или свечи. Зажигают свечи и на могилках усопших родных. Огонь, свечи, костры - непременные атрибуты
Bсе остатки пасхи собирают и закапывают в таком месте, где никто не ходит - чтобы не топтались по святой; бросают на воду (в реку), чтобы ушло за водой.
В чудодейственную силу скорлупы свяченых яиц также свято верят:
скорлупу от яиц или писанок держат на палках на огороде, чтобы не заводились в земле черви;
когда сажают чеснок, то скорлупы прикрепляют на двух воткнутый в землю палках, надеясь, что чеснок будет круглый, как яйцо;
Кости с свяченого поросенка закапывают, чтобы не шел град.
Кости из рыбы перетирают в порошок и пьют от колик.
Соль используют как лекарство от бельма у скота (вдувают в глаза); дают корове, чтобы лучше ела.
Хрен - лекарство от зубов.
Пшено сыпали цыплятам, чтобы не хватала их сорока или ворона.
Маком обсеивали коровники, чтобы ведьма коров не доила (ибо ей сначала нужно собрать этот мак); осыпали двор там, где был покойник, - чтобы не приступал к дому.
Мелом писали кресты на дверях, чтобы нечистая сила не вошла в дом; хранили как лекарство «от изжоги»; обводили могилы - чтобы ведьмы не раскапывали.
Свяченым ножом разрезали пасху и все священное. Затем его прятали, а летом, когда гром с градом, бросали на двор накрест лопату и кочергу, а между ними втыкали нож.
В этом ноже такая сила, что сразу можно заколоть им кабана.
Особым было отношение к полотенцу, в котором святили пасху. Его вытаскивали, когда у женщины начинались роды, чтобы легче было.
========
Первый день Пасхи Наступал первый день пасхальных праздников. Как солнце всходит, старики выходят на двор и смотрят, как солнце «играет». Говорят, оно радуется, что «Христос воскрес», и делается то синим, то зеленым, то красным.
На Пасху должна быть такая же погода, как на Благовещение.
Когда на Пасху ясно светит солнце, то через три дня пойдет дождь.
Как облачно и накрапывает дождик, то будет хороший урожай.
В Пасхальные праздники все люди братаются между собой, приветствуют трижды: «Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!", - Полны веры, что Господь действительно воскрес.
Три дня в церкви правится праздничная служба.
Если кто хочет научиться какому ремеслу, должен на первый день Пасхи идти в церковь, и когда священник впервые скажет: "Христос воскресе!", То тихо ответить: что хочет научиться шить - «иголка в руках»; мастерить - «топор в руках »; т.д.
Строго запрещается любая домашняя работа (конечно, кроме кормления скота и птицы). Ходят в гости друг к другу, гуляют, поют. Женщины (а впоследствии - дети) идут к бабе, что у них повитухой была «бабувала». Несут ей гостинец - калач или пасху, яйца или писанки, платок.
Народные игры и развлечения на пасхуВ этот день ребята обливают девушек водой, девушки же дарят им писанки, часто держа их за пазухой. Бывает, что девушка дарит парню писанку, выражая таким способом свою симпатию к нему.
А какие же Пасхальные праздники без развлечений, игр молодежи?
Играли в «навбитки», «чей отец сильнее»: двое, держа в руках яйцо, говоря: «Христос воскрес», ударяют одновременно друг о друга. Тот, чье яйцо больше, забирает разбитое себе.
А наиболее хитроумные делали «запел» («запусканку»): выкачивали из яйца через маленькую дырочку его «нутро», внутрь заливали воск (или напускали расплавленную сапожную смолу), ставили носком в горячий пепел - воск или смола оседали и, остыв, прочно скрепили скорлупу. После того и гуляли. Попробуй, чтобы настоящая яйцо осталось цела!
Любили и игру «в котючки»: с наклонной плоскости (на пригорке) в ряд пускают несколько яиц. Чье сходит в сторону, т.е. сбивается другим яйцом, достается тому, кто сбил это яйцо.
На праздник устраивали качели. На открытом месте закапывали на расстоянии две сохи, делали перекладку вверху, перебрасывали веревку и ладили внизу сиденья с дощечки. Во время качания девушек было много смеха и шуток.
На Гуцульщине все три дня после обеда девушки выводят хороводы «гагилки» возле церкви: круг образуют дети-девочки, за ними девушки, а затем молодые женщины. Распевая, все три круга движутся в противоположном направлении.
Пасхальные поверья
Светлый праздник Пасхи Христовой. Весенний праздник воскресения, оживание природы: все кругом радуется, сияет, торжествует.
Говорят, как кто умрет на Пасху, то душа его попадает прямо в рай: «этим днем Бог водит всех мертвецов в рай». До трех дней врата рая открыты (открытые и царские врата в иконостасе), и душа сразу полетит на небо, в рай.
В гроб умершему кладут красные пасхальные яйца: умерших на Пасху встречает сам Христос, христосуеться с их душами.
В народе есть вера, что в дни больших праздников становятся более активными демонологические существа, особенно живущие среди людей.
В ночь перед праздником ведьмы, до того как запоют «креста», обегают по хлевах и доят коров; в это время они свозят свою добычу - сыр и масло - чертям.
Именно в этот праздник попадалась редкая возможность увидеть, а если повезет - и обуздать ведьму:
как сторож откроет церковь, все ведьмы лезут целовать замок, чтобы они везде им самые открывалась;
пытаются ведьмы дернуть батюшку за ризы или вытереться ними: если не удастся, то она на целый год теряет свои чары.
http://www.nasha.lv/rus/blog/blogs/pranky/48012.html