Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 24 апр 2024, 02:10

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Елка от великой княгини.
СообщениеДобавлено: 13 дек 2010, 18:49 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Изображение





Елка от великой княгини.
Из истории новогоднего праздника

Еще в Шумере, Вавилоне и Ассирии в третьем тысячелетии до нашей эры впервые (по мнению ученых) стали праздновать Новый год. Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в реках Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, религиозными празднествами и свободными от работы днями было ознаменовано это событие, которое объяснялось жрецами как наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти.
В это время запрещалось работать, наказывать, вершить суды. Клинопись на одной из глиняных табличек рассказала, что это были дни необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами. Раб превращался в господина. Много ритуалов новогоднего праздника было связано с воображаемым плаванием бога Мардука по Евфрату, поскольку именно реки были основой религии, жизни и даже календаря в Междуречье.
В один из дней мистерии изображали битву Мардука против чудовища богини хаоса Тиамат (напоминавшей дракона, змею, ящера).
На Руси начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи.
В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора - считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября.
Но с введением нового Нового года оказались связаны весьма серьезные неприятности для большинства населения. Ведь к 1 сентября великим князем велено было заплатить дани, пошлины, различные оброки и т.п.
К такому варианту "праздника" подданные великого князя отнеслись резко отрицательно, и сентябрьский Новый год долго не был популярен в народе. Уплата податей и оброков как-то не соответствовала праздничному настроению. Но зато в этом варианте Нового года был и приятный для россиян момент. Для того, чтобы придать большую торжественность этому дню, в Кремле каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к великому князю и искать непосредственно у него "правды и милости". Оделяя каждого яблоком, великий князь называл каждого "братом" и поздравлял с Новым годом. Как и многое другое, обычай этот позаимствован был у Византии. Как часто бывает, москвичи получили очевидное преимущество перед обитателями провинциальной России – ведь идти на Новый год искать княжьей милости им было значительно ближе.
По-настоящему праздником Новый год стал только при Петре I.
Правда, он так часто использовал этот праздник как повод для жестоких шуток, что для многих бояр Новый год превращался в томительное ожидание недобрых забав царского двора. И было чего ждать – возьмет Петр Алексеевич, да и заставит важного боярина голым гузном на лукошко с яйцами сесть – пускай, дескать, цыплят высиживает. Или, еще того хуже, вырядит в "еллинского бога Бахуса", посадит на бочку, и понесут знатного Рюриковича в таком виде на улицу, на потеху толпе московской или питерской. Так что Новый год всегда в России был самым удивительным праздником…
Традиция использовать елку для рождественских и новогодних праздников пришла к нам, да и вообще распространилась в Европе сравнительно недавно. Хотя известно, что издавна северные народы "милостивили" мороз, украшая деревья. Дело в том, что долгое время принят был другой обычай - устанавливать в доме дерево к 1 мая. Дерево это так и называлось — майским, как символ пробуждения и оплодотворения великого духа природы. В России, например, ставили увитую разноцветными ленточками березу.
Впервые же использовать елку как рождественское дерево начали в XVI веке в Германии, в области Верхнего Рейна. Оттуда и пошла эта традиция.
Первую новогоднюю елку в России часто приписывают Петру I. Однако это не совсем так. Петр I издал 20 декабря 1699 года указ, постановив считать начало года с 1 января и указал "... по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочных духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения из деревьев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых..., а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветви на вороты, или над храминою своею поставить..." После смерти Петра I новогодние елки перед воротами ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои заведения, причем эти елки стояли круглый год, отсюда пошло их название – "елки-палки".
Откуда взялся Дед Мороз? Газета "Харьковские ведомости" в 1913 году дала такую версию возвращения праздничной елки, поставленной уже не перед воротами, а ставшей центром праздника: "В первый раз в Москве 96 лет тому назад, в 1817 г., накануне Рождества, по желанию супруги великого князя Николая Павловича великой княгини Александры Федоровны зажглась в Николаевском дворце... германская рождественская елка..." Затем елки пришли и в другие города России, в Киев, например, в 1878 году.
Школьные елки начали проводить только во второй половине XIX века, в основном для сирот и детей из неимущих семей.
Сценарии таких общественных елок существовали, но сводились к нескольким пунктам: чтению стихов о зиме и елке, танцу снежинок и подаркам под елкой. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, пряниками, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно - примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой в советскую эпоху пришла красная пятиконечная.
Как считают специалисты, Дед Мороз впервые появился на этом празднике в 1910 году (а Снегурочки не было вовсе). Главным событием рождественской елки было Рождество Христово, оно наполняло смыслом все происходящее и определяло его сценарий. Елки часто устраивались в благотворительных целях — например, в пользу раненых и больных воинов.
Ставилась новогодняя елка в России и в первые годы Советской власти. Так известно, что Ленин вместе с детьми встречал новый 1919 год возле елки в Сокольниках.
Однако в 1928 году празднование Нового года с рождественской елкой было окончательно запрещено.
Этот обычай назвали вредным и буржуазным, и даже журнал "Юный натуралист" предложил "не тратить ни копейки на этот праздник". Перелом в отношении к новогодней елке случился в середине 1930-х годов. Никита. Хрущев писал в своих воспоминаниях, как вождь украинских коммунистов Павел Постышев, приехав из Киева в Москву, в один из своих визитов поднял перед Сталиным вопрос: "Товарищ Сталин, вот была хорошая традиция, и народу понравилась, детям тоже принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас обсуждаем. А не вернуть ли детям елку?" Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим". Так и произошло. Статья Постышева была опубликована в "Правде" 28 декабря 1935 года и называлась "Давайте организуем к Новому Году детям хорошую елку!", где он призвал "этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец".
И новогодняя елка вновь зашагала по стране.
В 1936 году Постышев организовал в Харьковском Дворце пионеров одну из первых в стране, после почти десятилетнего перерыва, новогоднюю елку.
ЦК ВЛКСМ "благословил" этот праздник специальной резолюцией. Широкую известность получил тогда дружеский шарж: Дед Мороз (Постышев) вручает детям елку.
Вот описание елки 1937 года в московском Колонном зале: "Первый зал украшен цветами... огромное панно с изображением Сталина среди детей... Всех заинтриговала темнота Колонного зала. На сцене зажгись два пылающих костра, и стала заметна поднимающаяся фигура Деда Мороза в белом костюме, с длинной бородой и с сумкой через плечо... В Колонный зал впускают детей в полутьме. Елка зажигается, и перед детьми на сцене вырастает Дед Мороз…Дед Мороз уже не один, а с ним Снегурочка - шаловливая девчонка, которая мешает Деду в его разговорах с детьми, выдает его тайны детям. Это создает большую интимность между Дедом Морозом и школьниками". Похоже, что создатели нового советского обряда просто вспомнили о героине сказке А.Н Островского "Снегурочка" и сделали ее непременной спутницей Деда Мороза. Кстати, европейский собрат нашего Деда Мороза – Санта Клаус традиционно обходится без спутницы. На сцене появлялись: зайчики, медведи, ежики - друзья Деда Мороза и Снегурочки и враги - всевозможная лесная нечисть: Баба-яга, Кикимора, Леший, Водяной.
Позднее были попытки сменить главных персонажей новогоднего праздника - заменить Деда Мороза и Снегурочку Котом в сапогах или Космонавтом (в начале 1960-х годов), но отказываться от успевших стать привычными и любимыми Деда Мороза и Снегурочки дети не желали.

Традиции наряжать под Новый год елку насчитывается около двух тысяч лет. Казалось бы что можно придумать нового, ан нет. В течение года дизайнеры трудятся, дабы перед праздником представить очередной достойный наряд хвойной красавицы.

Исторический экскурс
На сегодняшний день можно по разному относиться к Петру 1 и к его хрестоматийному окну в Европу. Одни говорят, что настильное насаждение чужеродной культуры только усугубило внутренние государственные конфликты России, что нарушило естественный ход истории, другие утверждают, что с русские до многих европейских чудес сами бы и не додумались. Так или иначе, но не будь у Петра 1 склонности к европеизации, не было бы предпосылок для возникновения одной из самых уютных традиций Нового года – новогодней елки. В 1699 году он повелел на праздник украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми веточками. После смерти Петра 1 об этой традиции забыли лет на 100. Роскошные елки при Елизавете и Екатерине II были редкостью. С елкой встречали Рождество лишь на Васильевском острове, где веселилась немецкая слобода. Ни у Пушкина, ни у Гоголя в детстве новогодней елки не было. Только в 1852 году в Петербурге была устроена первая публичная елка. После октябрьской революции ее снова запретили как атрибут религиозного праздника Рождества, и до 1935 года "елки" официально не проводились.
Родиной же новогодней елки является Германия, а родителями – пастухи. Отдельное спасибо необходимо сказать немецким принцессам, которые, выходя замуж за европейских наследников, в качестве приданого захватили и этот уютный обычай. Именно юная немецкая принцесса нарядила в конце XVIII века первую елку в Англии, а ее родственница научила обряду французов.

Об украшениях
Первые украшения древних новогодних елок символизировали не столько сам праздник, сколько желания и мечты празднующих. Например, привязанные к еловым ветвям яблоки, считались символом плодородия, яйца — символом гармонии и благополучия, орехи — непостижимости божественного помысла. Да и наряжалась елка не абы как, а в соответствии с Каноном.
В России тематика елочных игрушек помогает проследить практически всю историю страны. В начале ХХ века в России на новогодних елках "отражались" достижения технического прогресса: в богатых домах рядом с классическими шарами висели игрушечные модели автомобилей и телефонов. После революции производство елочных украшений остановилось и было возобновлено только в 1935 году. В СССР игрушки несли определенную идеологическую нагрузку и изображали популярных тогда спортсменов - парашютистов и хоккеистов, а также продвигали идеи интернационализма - на елке дружно висели негритята и монголы. В 40-е годы зазвучали военные мотивы: на елках примостились собаки-санитары, пистолеты, звезды, самолетики. В 60-е годы коллекционеры могли себя порадовать стеклянными космонавтками и кукурузными початками

Разнообразные ритуалы, объединяемые идеей "возрождения времени", известны с древних времен. Однако, украшенная блестящими игрушками, мишурой, плодами, сладостями, освещенная свечами или цветными электрическими лампочками новогодняя елка "родилась в лесу" человеческой культуры сравнительно недавно. Истоки этой красивой традиции вытекают с берегов верхнего Рейна, прежде всего из Эльзаса. В XVI веке под Рождество гильдии и цеховые организации из алеманской области начали устанавливать "рождественское дерево". Оно не было ещё центром семейного праздника, как это стало позднее, а было городским и общественным событием. Как правило, дерево подвешивалось к потолку и иногда даже макушкой вниз, и использовали для этой цели вначале не ель, а бук. По окончании праздника детям позволялось стрясать с дерева плоды и сладости. К середине XVIII века елка существовала уже в современном виде. Елку в Германии и в других странах первоначально ставили в городах. Центром распространения елки в Австрийской империи стала Вена, где елка в XVIII веке была связана с Николиным днем. В 1820 году елка появилась в Праге; с начала XIX века елка известна и в скандинавских странах. Обычай ставить елку шел от высших слоев общества. Так, в Англии впервые елку нарядила немецкая принцесса (в 1760 г.) ставшая женой Георга III, а в 1840 году в Виндзоре елку для детей устроила королева Виктория со своим немецким супругом Альбертом Кобургским. С 1840-х годов елка известна и в России. Под влиянием города елку стали устраивать сначала в сельских школах, а затем обычай распространился и на крестьянские дома. Немецкие иммигранты XIX века завезли обычай украшать елку и в Америку, где её со временем стали ставить на площадях. Елка проникла и в мусульманские страны. Например, в 1960-е годы её украшали в Тегеране и Марокко. До второй мировой войны елку наряжали и в Турции, но этот обычай был запрещен Кемалем Атарюком в 1936 г. с целью сохранения леса. Во многих странах, где нет елей, их заменяют деревьями других видов. Что же способствовало распространению обычая украшать рождественско-новогоднюю елку? Некоторые считают, что это произошло из-за веры в сверхъестественные свойства ели - в то, что колючие иглы защищают от ведьм и других злых сил. А немецкий исследователи считали, что предшественниками елки были ветки плодовых деревьев, которые ставили в домах в воду задолго до Рождества, чтобы они зацвели к праздничному дню. По его предположению, из опасения, что ветки по какой-либо причине не зацветут (а это был плохой признак), их стали заменять вечнозеленой елкой. Ещё одна точка зрения: ель, украшенная плодами, имеет своим прообразом библейское "райское дерево".

История Московской Ёлки.
Большая, шумная, суетная Москва любит праздники. Больше всего - Новый год. Ни день Конституции, ни Первое мая, ни даже Восьмое марта не вызывают такого единодушного, почти детского предвкушения чего-то радостного. Нарядные витрины магазинов, пушистые елки, запах сладких мандаринов, спешащие москвичи, покупающие подарки. Может быть, Новый год любят больше всего потому, что это самый детский праздник, самый негосударственный. Но даже этот теплый семейный праздник был в свое время в центре идеологических споров и политических манипуляций.
Ближе к концу декабря на московских площадях вырастают огромные ели. Еще сотни тысяч елок приносят москвичи в свои дома, тысячи появляются в школах и детских садах. Но лесная елка, украшенная игрушками посреди зимы, триста лет назад не имела ничего общего с российской традицией.
Новый год праздновался весной, осенью и совсем иначе, чем сейчас. До тех пор пока автор великих перемен Петр I не захотел, чтобы Новый год, наступающий именно 31 декабря, как-то приблизил нас к европейским странам, став пропуском в мир других народов. В 7208 г. от сотворения мира в Москве отмечали сразу два Новых года - очередной 7209-й, и 1700-й от Рождества Христова. Правда, на елке в каждом доме Петр не настаивал. Украшать жилища можно было ветвями разных хвойных деревьев с колючими иголками - сосны, ели, можжевельника. Образцы праздничных фасадов специально выставили в Гостином дворе. О наступлении первого зимнего Нового года в Москве возвестили не Куранты, а колокол Ивана Великого. В Кремль вошли полки в парадной форме с развернутыми знаменами. И началась служба в Успенском соборе. А затем - бал. Те, кого на царский бал не звали, жгли костры на улицах, пели, танцевали, чтобы согреться. О том, что москвичам предстоит праздновать Новый год 31 декабря, сообщили особым указом всего за 11 дней до праздника. Видимо, с той поры у руководителей государства и сложилась традиции преподносить к Новому году "судьбоносные" для России сюрпризы.
Живая елка, с лесным хвойным запахом, украшенная фигурками, вошла в московские дома только спустя сто лет - в 1830-1840 годах. И то, сначала она появилась в немецких семьях в Лефортово - как часть домашнего, по-европейски тихого праздника. Пока не появились елочные шары, на колючие ветки прикрепляли свечи и развешивали сладости для детей - пряники, орехи в серебряной фольге. За неделю до Рождества вся семья садилась делать игрушки. Готовые елочные украшения привозили из далеких немецких городов - Нюрнберга и Берлина, Потом и в России за несколько месяцев до окончания года стали собирать артели, чтобы мастерить игрушки. Они делали малые партии: одинаковые зайчики, щелкунчики, барабаны не встречались. Крупные магазины устраивали рождественские базары - на Варварке, Лубянке, в Армянском и Столешниковом переулках, Известный "Мюр и Мерилиз", позже превратившийся в ЦУМ, распродавал готовые коллекции, насчитывавшие до 1400 предметов.
На широкой площади перед Большим театром тоже разворачивали елочные базары. Купив сбитень и калач, москвичи неспешно прогуливались по рядам, выбирай пушисто-колючее деревце, которое должно украсить интерьеры их домов.
Елку в домах ставили в центре гостиной. В России новогодние деревья любили большие, в отличие от Западной Европы, где маленькую елку или ее лапы ставили на стол. Ее наряжали взрослые, дети же ни в коем случае не должны были видеть ее заранее. Под елку вся семья складывала подарки друг для друга. Первые же публичные елки были установлены в 1851 г. в зале Благородного собрания, где проходил праздник в пользу частных женских школ. Благотворительные балы и лотереи устраивались и для бедных детей. В газетах часто появлялись сообщения про аферистов, собирающих деньги и скрывающихся с ними.
Ближе к праздникам вся хлебосольная, зажиточная Москва, несмотря на мороз, ездила за припасами на Конную площадь. Со всех деревень, окружавших столицу, туда свозились деликатесы к рождественскому столу - говяжьи туши, мороженые индейки, куры, гуси и живые поросята, визжавшие на всю Первопрестольную.
В страшные морозы Москва наполнялась цветами - чайными розами, сиренью, нарциссами. Хозяева лучших молочных магазинов просили не закупать молоко заранее, чтобы оно не скисло до новогоднего ужина. Они обещали поставить к кануну праздника 12000 трехлитровых бутылок с молоком. На рождественских базарах бойко продавали вино, водку, фрукты, фигурный шоколад. Парфюмерное заведение Брокара придумало к Новому, 1898 году одеколоны "Аромат Палестины" и "Шипр".
Но больше всего москвичи хотели к Новому году обновить свой гардероб. В 1898 г. по Москве ходил слух о том, что за столом надо сидеть в белом с черным, но можно в розовом. И хозяева ателье закупали сотни метров розовой и белой ткани.
С вечера 24 декабря целую неделю Москва отмечала праздники. Сто лет назад Рождество было принято встречать дома, а новогодние праздники в - обществе, Самое большое веселье происходило в ресторанах "Стрельня" и "Яр". Но главное действо разворачивалось в Манеже. Для веселящейся публики выступали семь военных оркестров, оперный хор из двухсот певцов вместе с хором цыган. Вильям Моор, атлет-борец, поднимал пианино вместе с музыкантом. А когда заканчивался XIX век, в Манеже поставили представление "Мировое обозрение", составленное из главных событий уходящего века. Самыми модными темами на рубеже веков были англо-бурская война и китайское восстание. Фасад Манежа выглядел как земной шар, а вход был похож на окно в Европу. На стенах висели панно "Стычки буров с неприятелем", "Нью-Йорк со статуей Свободы", "Закрытый город в Пекине, впервые показанный европейцам".
Все клубы - Дворянский, Купеческий, Охотничий устраивали встречу Нового года для своих членов.
Дамам раздавали цветы, и чем дальше от центра города, тем пышнее были букеты. В ресторанах "Прага" и "Россия" раздавались только маленькие бутоньерки, а в "Яре" - огромные охапки живых цветов. В "России" к празднованию 1901 г, изобрели новый пунш под названием "XX век", правда, он ничем не отличался от обычного.
В эти дни обер-полицмейстер Москвы спал только днем и с тревогой ожидал новостей от городовых. Бурное ночное веселье, выпивка в кредит, ссуды спиртного под сапоги - все это частенько заканчивалось потасовками и драками.
Главной елкой в стране тогда была царская. Но проходила она не в Москве, а в Петербурге - в Царском Селе и Гатчине. В роли Деда Мороза выступал сам император Николай 1, вместо детей - солдаты и офицеры императорской армии. Мирный зимний праздник был аполитичен и чужд какой-либо идеологии, может быть это и не понравилось в свое время большевикам. Для них он ассоциировался с частью того старого мира, который предстояло разрушить. Новый год, тесно связанный с Рождеством, стал объектом антирелигиозной пропаганды. Еще несколько лет после революции елку пробовали приспособить к нуждам пролетариата. Дедушка Ленин выступал в роли Деда Мороза на елке в Сокольниках, в доме, где жила Надежда Крупская. Ранее это загородное поместье принадлежало владельцам мануфактур Ляминым и было переделано большевиками под детский санаторий. А дети, так умильно сидевшие на коленях Ильича, были вовсе не из семей пролетариата, а были отпрысками номенклатурных работников.
Но уже спустя несколько лет в центральных газетах появились статьи, "глубоко осуждавшие буржуазную привычку проведения новогодних праздников". Вот одно из них. "Меня, как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду, удивляет, почему газета "Правда" в своих объявлениях па весь СССР публикует, что Универпочта предлагает елочные украшение... Предлагаю Универпочте поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок".
И все равно, елка вернулась в Москву - в 1935 г. За три дня до Нового года об этой новости сообщила газета "Правда". Уже на следующий день она же писала, что по всей Москве торгуют елками. В небывало спешном порядке запустили завод "Иней", куда вернулись старые мастера новогодних игрушек.
Домашние елки в узком семейном кругу руководству СССР не вполне подходили. В Стране Советов предпочитали мероприятия масштабные, многочисленные, легкоконтролируемые. Взрослые участвовали в съездах, выстраивались в колонны на Красной площади, а детей собирали в огромные залы.
С этого времени в Доме Союзов каждый год проходят крупномасштабные детские праздники. Конкурентов у данного новогоднего представления в стране не было. Все, что происходило в СССР, демонстрировалось здесь практически в лицах. В тот год, когда вся страна следила за покорением Арктики, на верхней площадке беломраморной лестницы стоял огромный макет самолета с красными пятиконечными звездами на крыльях.
Тогда же на елках окончательно прописался Дед Мороз. То с летчиками, то с космонавтами, то со строителями БАМа он приходил к детям и взрослым - в детский сад, в школу, на предприятия. Но чаще всего Дед Мороз появлялся со своей внучкой Снегурочкой, пришедшей из весенних сказок, благодаря авторам советских елочных представлений. Вскоре для событий союзного масштаба в Кремле построили Кремлевский дворец съездов и главная елка страны переместилась туда. Вся история СССР от взятия Зимнего дворца разворачивалась на сцене. Матросы брали Зимний, тимуровцы совершали полезные дела, шла битва за урожай. Главными героями были кукуруза и большая химия, космонавты и рабочие Магнитки. Самая большая елка зажигалась от символического залпа "Авроры". Представления фантазией не радовали, но подарки ценились дорого. В коробках в виде Спасской башни или Конституции СССР лежали конфеты и шоколадки, редко появлявшиеся на магазинных полках. Когда представление заканчивалось, из необъятного зала детей группами выводили на Соборную площадь, где они ходили кругами, пока их не разбирали подмерзшие родители.
Коллективные встречи Нового года пользовались особой популярностью в 50-х - 60-х. С начала 70-х помимо главной елки страны праздники стали проходить в спортивных комплексах - в Лужниках, ЦСКА, Олимпийском. Они были менее официозными, со Змеем Горынычем, пиратами и представлениями на льду.
А с 1991 москвичи снова начали отмечать Рождество. Правда с переходом на другой календарь - празднование Нового года теперь приходится на рождественский пост, но это не мешает подавать на стол традиционный салат "Оливье", поросенка или утку с яблоками, и запивать все это "Советским шампанским". И праздновать окончание старого года по всем правилам. Потому что правительства приходят и уходят, а праздники остаются.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Елка от великой княгини.
СообщениеДобавлено: 13 дек 2010, 19:07 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron