Попалась мне сегодня в интернете статья о воспитании мальчиков. На мой взгляд есть в ней интересные моменты. Мне кажется, что любая мама мальчика хочет чтобы ее сын вырос настоящим мужчиной и человеком, но приходится столкнуться с разными трудностями на данном пути. Хотелось бы услышать Ваши советы по этому вопросу. А вот и сама статья.
Цитата:
Как воспитывать мальчиков? Кто-то скажет, что развивать
физическую силу, ответственность, стойкость. Но как тогда быть
с мальчиками чувствительными и эмоциональными? Можно ли найти баланс
между естественной нежностью по отношению к ребенку и твердостью,
необходимой для выработки характера? Что делать, если перед глазами
у ребенка нет образца мужского поведения в виде папы? Да и остались ли
в наше время мужчины, которые могут послужить примером для мальчишек?
Из чего они сделаны
Известный сексолог и социолог, академик РАН, профессор Игорь Кон
в своей новой книге "Мальчик — отец мужчины", говорит о том, что
во многом мальчики — "забытые дети", слабое звено современного
воспитания.
Подробно анализируя все стороны мальчишеской жизни, погружаясь
в историю, в традиции воспитания мужчин в разных культурах, Игорь Кон
рассказывает родителям, воспитателям, женам и подругам о том, "из чего
сделаны мальчики".
Почему мальчики заслуживают гораздо более серьезного внимания, чем
они имеют сегодня? Автор приводит данные исследования канадских
специалистов по молодежным проблемам. При том, что Канада — одна
из самых благополучных стран, обнаружилось, что:
мальчики ответственны за 90% правонарушений, связанных с алкоголем и наркотиками;
четверо из пяти подозреваемых в совершении преступлений несовершеннолетних — мальчики.
Отчасти эти проблемы обусловлены самой природой мальчиков,
их стремлением к риску и приключениям, но отчасти — неправильными
представлениями родителей о том, как надо мальчиков воспитывать и чему
учить. Например, многие не придают значение тому, умеет ли сын проявлять
эмоции. Наоборот, мальчиков всячески учат прятать свои обиды и слезы
внутри.
"Согласно привычным стереотипам, — говорит Игорь Кон, — мужчина
должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным; в отличие
от женщины, он не может позволить себе покапризничать и поплакать.
Поэтому развитие эмоциональных реакций, не соответствующих этим
установкам, активно подавляется. В большинстве культур, как современных,
так и древних, плач жестко ограничен возрастными ("Не плачь, ты уже
взрослый!") и тендерными ролями ("Что ты плачешь, как девчонка!")".
Но современные исследования доказывают, что эмоциональность тесно
связана с интеллектом. Помимо всем известного IQ существует
эмоциональный интеллект (ЭИ), от которого во многом зависит жизненная
успешность человека, включая его профессиональный и карьерный рост.
Эмоциональный интеллект — это способность человека понимать
и чувствовать эмоции — как свои, так и чужие, а также возможность
управлять ими.
Сегодня психологи сходятся в том, что эмоциональная закрытость
мальчиков приводит к психологическим проблемам у них. Острее всего эти
проблемы стоят у подростков, которым эмоциональная немота затрудняет
самораскрытие и общение со сверстниками. Стремление всегда и всюду
выступать с позиции силы — одна из причин культуры насилия,
наркозависимости и немотивированной подростковой жестокости. Для того
чтобы избежать подобных проблем, советует профессор Кон, надо с самого
раннего возраста учить мальчиков распознавать и выражать свои чувства.
Например, сказать сыну: "Ты выглядишь печальным" или "Мне кажется,
ты чем-то разочарован". Простая фраза "Я испугался, а ты?" может
облегчить мальчику выражение собственных чувств. Нужно больше слушать
ребенка и развивать его эмоциональный словарь, особенно в том, что
касается таких эмоций, как страх и тревога.
Развивайте эмоциональный интеллект
больше рассказывайте сыну о своих чувствах
описывайте чувства других людей
обсуждайте чувства других мужчин
используйте для исследования чувств музыку, литературу, кино
учите мальчиков эмоциональной смелости
давайте мальчикам возможность проявлять заботу, помогать дома и соседям, стимулируйте старших братьев помогать младшим
не забывайте положительно оценивать чувства мальчиков
самое главное — не жалейте времени!
Главные ошибки
"Чему нужно учить детей, — пишет Игорь Кон, — знают господа
начальники, а как это делать — знают профессора педагогики...
Социологи же, исходя из состояния мира, в котором современным мальчикам
предстоит жить, лучше знают, как мальчиков воспитывать не следует.
Поэтому я осмеливаюсь предложить родителям несколько советов.
Не делайте из мальчика "настоящего мужчину". Все настоящие мужчины разные,
поддельные мужчины — только те, которые притворяются "настоящими".
Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера,
как Кармен — на мать-героиню. Помогите своему мальчику выбрать тот
вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется
успешнее...
Не воспитывайте из него война и защитника отечества. Исторические судьбы современного
мира, частью которого является Россия, решаются не на полях сражений,
а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик
вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои
права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой
отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры
с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.
Не воспитывайте его охотником, эта профессия давно уже вышла из моды. Чуть ли
не половина всех видов животных занесена в Красную Книгу, а охотники
на людей рано или поздно оказываются на скамье подсудимых Гаагского
трибунала...
Не учите его отличаться от женщин. Во-первых, он и так от них отличается. Во-вторых,
"не быть девчонкой" его обязательно и жестко, даже вопреки нашей воле,
научат сверстники. Зачем вам петь в этом громком, но безголосом хоре?
Родители уникальны и должны быть солистами.
Не учите мальчика относиться к женщине с позиции силы. Быть рыцарем красиво, но,
если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым
или столкнется с недобросовестной конкуренцией с ее стороны, это станет
для него травмой. Разумнее видеть в "женщине вообще" равноправного
партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками
и женщинами выстраивать индивидуально.
Не пытайтесь формировать сына по собственному образу и подобию. Это не удалось даже
Господу Богу, любимое творение которого часто выглядит злой карикатурой
на Его замысел. Для родителя гораздо более важная задача — помочь
мальчику стать самим собой.
Не заставляйте мальчика реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии. Вы не знаете,
какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули,
и существует ли она вообще...
Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам
не свойственны. Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых,
на него влияет не абстрактная "полоролевая модель", а индивидуальные
свойства родителя, его нравственный пример, то, как он к сыну относится.
Не верьте психологам, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные
дети. Это утверждение фактически неверно, но действует как
самореализующийся прогноз. "Неполные семьи" — не те, в которых нет отца
или матери, а те, где недостает родительской любви.
Не пытайтесь заменить сыну общество сверстников, избегайте конфронтации
с мальчишеской средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что
вы можете и должны сделать, — это смягчить связанные с нею неизбежные
травмы и трудности. Против "плохих товарищей" лучше всего помогает
доверительная атмосфера в семье.
Не злоупотребляйте запретами и, по возможности, избегайте конфронтации с мальчиком. Если
на вашей стороне сила, то на его стороне — время. Краткосрочный выигрыш
может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его
волю, в проигрыше окажутся обе стороны.
Никогда не применяйте телесных наказаний. Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует
не силу, а слабость. Иллюзорный педагогический эффект полностью
перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.
Не пытайтесь навязать сыну определенный род занятий и профессию. К тому времени,
когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут
морально и социально устареть. Единственный путь — с раннего детства
обогащать интересы ребенка, чтобы у него был как можно более широкий
выбор вариантов и возможностей.
Не слишком уповайте на опыт предков. Мы плохо знаем реальную историю
повседневности, нормативные предписания и педагогические практики друг
с другом никогда и нигде не совпадали. Кроме того, изменились условия
жизни, а некоторые методы воспитания, которые раньше считались полезными
(та же порка), сегодня неприемлемы и неэффективны.
Игорь Кон плохого не скажет....