Портал »

Морской семинар 2022 - семейный лагерь "Остров сокровищ". 10-17 июля 2022

Текущее время: 29 мар 2024, 02:26

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Разные дети – разные реакции.
СообщениеДобавлено: 14 фев 2011, 10:36 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
Разные дети – разные реакции.


Автор: Марина Аль-Рабаки


Почему маленькие дети по-разному реагируют на ту или иную жизненную ситуацию, например, на появление незнакомого человека? Оказывается, за реакцию ребенка в большинстве случаев отвечает его темперамент. Поняв, какой темперамент у вашего ребенка, можно во многом определить и его характер, а также постараться изменить реакцию ребенка, если она вас не устраивает.

Что такое темперамент.

Темперамент – это набор качеств, присущих человеку с самого рождения, который определяет его реакцию на то или иное событие. Это то, что делает нас и наше поведение уникальными в своем роде.

Как же можно определить, какой именно темперамент у вашего ребенка? Большинство родителей начинает видеть определенные черты характера у ребенка уже между 6 и 9 месяцами с момента рождения. Но наиболее очевидно признаки темперамента проявляются, начиная с 1,5- 2 лет, когда у ребенка начинает развиваться речь и навыки общения.

Наверняка вы не раз наблюдали, как по-разному ведут себя дошкольники, приходя в детский сад. Одни испуганно жмутся к родителям, не желая с ними расставаться. Другие подолгу здороваются со своими друзьями, рассказывая все накопившиеся новости. А третьи, опережая всех, бегут к игрушкам и сгребают их в одну кучу: «Мое!»

Дети по-разному реагируют на эту ситуацию как раз благодаря разнице темпераментов. Так же темперамент влияет на реакцию вашего ребенка на знакомую или незнакомую ситуацию, новых людей и все остальные проявления жизни. Мы подробно остановимся на пяти основных врожденных чертах характера, наиболее сильно подверженных влиянию темперамента: интенсивности реакции, уровне активности, терпимости к раздражителям, ответе на изменение внешней среды и реакции на новых людей. Каждая из этих характеристик присутствует в любом человеке, но проявляются они по-разному.

Интенсивность реакции.

«Я хочу, чтобы все знали, что я чувствую!» Дети с максимальной интенсивностью реакции четко и громко заявляют миру о своих чувствах. Они визжат изо всех сил, когда счастливы, и орут и швыряют на пол вещи, когда рассержены. «Приглушить» реакцию можно с помощью следующих средств:

• Шумовое окружение и освещение вокруг ребенка должны быть по возможности спокойными и приглушенными. • Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные взрывные ситуации. Обычно срабатывает метод переключения внимания на другую вещь или изменение вида активности.

• Убедитесь, что ребенок спит достаточно времени, не позволяйте ребенку переутомляться.

«Ничего особенного не произошло.» Дети с минимальной интенсивностью реакции проявляют свои чувства спокойно, злятся редко, спят в среднем больше, чем другие дети, и выражают свои эмоции лишь незначительными изменениями выражения лица или интонации голоса.

• Старайтесь привлекать внимание ребенка к различным ситуациям. Давайте ему слушать динамичные веселые песенки. Читая сказки, проговаривайте их драматическим голосом, используя свой актерский талант.

• Играйте с ним в игры, в которых требуется чередование игроков, чтобы ребенок все время оставался вовлеченным в игру. • Играйте в подвижные и спортивные игры. Дети с минимальной интенсивностью реакции склонны проявлять большую эмоциональность во время физической активности.

Уровень активности.

«Мне надо постоянно двигаться!» О том, что ваш ребенок очень активен, вы узнаете, скорее всего, уже к тому времени, когда он только начнет ходить. Такие дети не устают бегать, ползать и вскарабкиваться на все подряд. Для простора их активности им нужно много свободного жизненного пространства.

• Не ограничивайте стремление ребенка к активному исследованию мира, только убедитесь, что это безопасно.

• Играйте с ребенком в подвижные игры: прятки, жмурки и «замри». Но не забывайте и о тихих играх – например, настольных. Начните с непродолжительной игры, а потом постепенно увеличивайте время игры, приучая ребенка к усидчивости. Только старайтесь, чтобы игра не потеряла для него интереса. Если ребенку становится скучно, сразу переключайтесь на новый вид активности.

• Ограничивайте активность ребенка по крайней мере за полчаса до дневного сна и за 1 час до ночного сна.

«Так хорошо сидеть и спокойно играть.» Такие дети предпочитают спокойные игры, исследуя мир с помощью рук, а не с помощью ног. И хотя нередко кажется, что их ничего не интересует, на самом деле их интерес к миру ничуть не меньше, чем у более активных детей, просто они изучают его по-другому. Они хорошие слушатели и созерцатели.

• Побуждайте малыша к движению, поместив интересную игрушку на некотором расстоянии от него.

• Слушайте вместе музыку и детские песенки, побуждая ребенка двигаться под музыку и танцевать.

• Посещайте места, где нужно проявлять физическую активность – игровые площадки с горками и лесенками, стадионы, гимнастические залы.

Терпимость к раздражителям.

«Давай попробуем еще раз!» Дети с высоким уровнем терпимости обладают настойчивостью и упрямством. При возникновении проблемы они пытаются решить ее снова и снова. Кроме того, они обладают хорошим запасом терпения и способны к долгому ожиданию результатов от своей деятельности.

• Занимайтесь и играйте вместе с ребенком. Может быть, ему и не так нужно ваше присутствие, но ему важны ваши похвалы, а вы сможете научить его новым навыкам.

• При решении трудной проблемы убедитесь, что ребенок не использует одну и ту же стратегию. Предложите ему решить проблему по-другому.

• Настойчивый ребенок может с трудом подчиняться словам «нет» и «нельзя». При упорстве ребенка не сдавайтесь, а лучше переключите его внимание на другой вид деятельности.

«Я сдаюсь!» Дети с низким уровнем терпимости не любят сталкиваться с проблемами. Если у такого ребенка что-то не получается, то обычно он сдается после первых попыток и плачет, или переключается на новый вид деятельности.

• Подсказывайте ребенку возможные решения проблемы, не делая за него основной работы.

• Если ребенок впадает в отчаяние, разделите с ним его чувства, сказав, например: «Эти головоломки такие трудные! Ты молодец, что сделал целую половину!».

• Если у ребенка что-то не получается, то, может быть, это происходит потому что он голоден или устал. Попробуйте вернуться к неразрешенной проблеме позднее, и скорее всего у него все получится.

Ответ на изменение внешней среды.

«Что у нас новенького?» Такие дети с легкостью и удовольствием принимают любые изменения в привычном окружении, проявляя исключительную гибкость. Они любят примерять новую одежду, заводить новых друзей и пробовать новую еду, и чувствуют себя уютно почти в любой обстановке: например, охотно спят в машине или в кинотеатре, и поэтому брать их с собой куда-либо – одно удовольствие.

• Не переутомляйте ребенка. Даже ребенок, любящий смену обстановки, рано или поздно устает от обилия впечатлений.

• Не забывайте проводить с ребенком какое-то время наедине, например, вдвоем на диване с любимой книжкой.

«Меня все устраивает и так.» Такие дети очень зависят от привычной обстановки и отрицательно реагируют на малейшие изменения: новую еду на тарелке или перестановку их кровати. Чтобы привыкнуть к новой обстановке, им нужно время и поддержка взрослых. Они часто капризничают, особенно когда вынуждены прекратить игру, которая им нравится.

• Чтобы ребенок чувствовал себя более спокойно в незнакомой обстановке, позвольте ему иметь при себе привычную вещь, например, любимую мягкую игрушку. Если ребенок вынужден ночевать в незнакомом месте, возьмите с собой хотя бы его одеяльце или подушку.

•Отправляясь в незнакомое место, расскажите ребенку, что это место собой представляет, чтобы ребенок знал, чего ожидать. Дайте ребенку достаточно времени, чтобы освоиться.

• При смене видов активности лучше заранее установить рамки: «Когда прозвенит таймер, закончим рисовать и пойдем принимать ванну.»

Реакция на новых людей.

«Рад познакомиться!» То, как ребенок реагирует на появление нового лица, можно заметить уже с самого раннего возраста. Общительные дети приветствуют незнакомца улыбкой и агуканьем. В более старшем возрасте они с удовольствием разговаривают со взрослыми и легко находят новых друзей.

• Предоставляйте ребенку возможности для общения, раз это приносит ему радость. В то же время давайте ему играть одному. Это поможет ему развить собственные внутренние ресурсы и научиться извлекать удовольствие и от одиночества тоже, а не только от общения.

«Отложим знакомство до следующего раза!» Такие дети с робостью и смущением относятся к незнакомому или малознакомому человеку. Чтобы привыкнуть к нему и начать общение, им нужно время и поддержка взрослых или детей, которым они доверяют.

• Представляйте ребенка незнакомым людям с места, где он чувствует себя в безопасности. Например, держа ребенка на руках или на коленях. Хорошо, если у ребенка при первом знакомстве возникнут приятные ассоциации, для этого гость может подарить небольшую игрушку, конфету, или просто погладить ребенка по голове, но уже после знакомства.

• По мере возможности подготовьте ребенка к встрече с новым человеком, расскажите ему, какой именно человек придет и зачем. «Сейчас придет соседка, она очень добрая. Мы ей дадим соли, а потом она уйдет.»

• Не говорите о своем ребенке, что он «робкий» или «стеснительный». Ярлыки могут приклеиваться очень надолго и влиять в дальнейшем на реакцию ребенка. Лучше объясните новому человеку, что ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к нему.

Комбинация всех типов реакций и составляет темперамент ребенка. Не бывает плохого или хорошего, правильного или неправильного темперамента. Хотя с некоторыми качествами мириться, безусловно, труднее, чем с другими, особенно тогда, когда темпераменты родителя и ребенка не совпадают. Тем не менее, необходимо принимать ребенка таким, какой он есть. Помните также, что качества, которые вам сейчас кажутся негативными, по мере роста ребенка могут превратиться в положительные. Упрямство окажется настойчивостью в достижении цели, а чрезмерная активность – хорошим запасом жизненной энергии. Ребенок, которому было трудно привыкнуть к новым людям, очень часто вырастает вдумчивым и чувствительным человеком, умеющим слушать других и сопереживать им.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разные дети – разные реакции.
СообщениеДобавлено: 15 фев 2011, 19:01 
Сенсей

Зарегистрирован: 25 дек 2010, 14:07
Сообщения: 3363
Откуда: Москва
Ручей писал(а):
«Я сдаюсь!» Дети с низким уровнем терпимости не любят сталкиваться с проблемами. Если у такого ребенка что-то не получается, то обычно он сдается после первых попыток и плачет, или переключается на новый вид деятельности.

Вот у меня как раз старший такой, вообще не может проигрывать, - с трудом удаётся его убедить, что проигрывать - это нормально, хочется, чтобы он адекватно реагировал, а то ведь, чем взрослей, тем, наверное, хуже.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разные дети – разные реакции.
СообщениеДобавлено: 15 фев 2011, 19:41 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
юля, посмотри тему - жизнь в несовершенном мире. там как раз про то, что детей важно учить проигрывать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разные дети – разные реакции.
СообщениеДобавлено: 16 фев 2011, 00:34 
Сенсей

Зарегистрирован: 25 дек 2010, 14:07
Сообщения: 3363
Откуда: Москва
Спасибо, Вика, всё прочитала. И серьёзно задумалась. Спросила сегодня у своих детей: каких любят папа с мамой - всех детей или только хороших и послушных? Естественно, оба ответили, что хороших. Значит, перегнула палку. Поговорила, конечно, но сомневаюсь, что правильные слова нашла. А насчёт того, что не любит проигрывать, - бабушка обратила внимание, играет с ним в шашки, крестики-нолики, и хочет, чтобы ребёнок играл наравне с ней. У меня ещё зародилось сомнение, что рановаты такие игры, а тут ещё и такой фактор срабатывает. После таких игр в выходные с бабушкой, когда она сначала дала ему чуть выиграть, а потом "стала учить", и заметили, что ребёнок реагирует слишком негативно на проигрыш. Дома старалась его убедить, что все проигрывают, что свет клином не сошёлся и тд, результат, небольшой, но есть: играя на сайте в крестики-нолики, - ребёнок радуется "ничье", а поражения отмечает, как единичные. Буду думать, как ещё убедить его.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разные дети – разные реакции.
СообщениеДобавлено: 16 фев 2011, 06:22 
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 8143
юля, хорошо, что задумалась. что бы тебе посоветовать еще почитать... тут статей куча в разделе ларец души. скажи, а ты сравниваешь детей? ну типа - вот посмотри, он съел быстрее, оделся лучше, пробежал шустрее, твой брат-сестра такой-то, а ты ... ищи тут статьи про безусловную любовь. впрочем, можно все читать. и про детей индиго и кристаллы не забудь. :-):-):-).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разные дети – разные реакции.
СообщениеДобавлено: 16 фев 2011, 14:19 
Сенсей

Зарегистрирован: 25 дек 2010, 14:07
Сообщения: 3363
Откуда: Москва
Не, не сравниваю, мы их не разделяем на старшего и младшую, со временем это всё проще, тк мальчик более активный, шустрый, а девочка более рассудительная, в некоторых ситуациях "обгоняет" брата, поэтому, сравнялись. И есть, и спать, и сад, и книжки - всё вместе у них. Почитаю обязательно, спасибо, буду тогда ещё вопросы задавать. Столько "чтения" накопилось, и все домочадцы дома, к комп не подойти.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron